Перспективы космического туризма: когда полеты в космос станут массовыми?

В 2020 году США возобновили программу пилотируемой космонавтики. Впервые с 2011 года компания SpaceX при участии NASA дважды доставила на МКС астр...

| joyfun_ru

В 2020 году США возобновили программу пилотируемой космонавтики. Впервые с 2011 года компания SpaceX при участии NASA дважды доставила на МКС астронавтов на корабле Crew Dragon. Перспективы развития космического туризма вновь стали популярной темой.

Космический туризм как индикатор надежности

К космическим державам сегодня причисляют полтора десятка стран. В 2020 г. орбитальные запуски произвели 8 стран. И только 3 страны запускают в космос пилотируемые корабли: Россия, США и Китай.

Уровень надежности космической техники определяется успехом отправки человека в космос и возвращения его на Землю здоровым и невредимым. Высший уровень развития космонавтики — это полеты в космос людей с минимальной подготовкой, космических туристов. Сегодня только российская космонавтика способна предложить туры в космос. Всего в космосе, на МКС, побывали 7 туристов. Предыдущий «сезон» космического туризма закончился в 2009 г.

Космические турагентства без очередей

До возобновления пилотируемых полетов в США в 2020 г. более 70 американских астронавтов добирались до МКС, начиная с 2011 г., на российских кораблях.

Успешный пилотируемый запуск Crew Dragon немедленно возродил дискуссии о космическом туризме. Считается, что к космическому туризму можно отнести два типа возможных для непрофессионалов полетов: орбитальные и суборбитальные.

Контекст

Единственная компания, предоставлявшая реальные услуги космического туризма орбитального типа — это Space Adventures. Через нее туристы попадали в «Звездный городок» для тренировок, оттуда на Байконур и далее на МКС. Цена за одно место на корабле — от $20 млн до $90 млн.

Суборбитальные полеты кажутся менее сложными. Высота полета всего 100 км (от Земли до МКС — около 330 км), скорость полета — около 950 м/с (для выхода на орбиту — более 2000 м/с). Суборбитальную «турпоездку» предлагают Virgin Galactic, Blue Origin, Boeing. Однако ни одного туристического суборбитального полета за полтора десятилетия не совершено из-за трудно решаемых проблем с безопасностью. Впрочем, билеты на будущие рейсы, по заверениям владельцев компаний, проданы на годы вперед при цене около 250 тыс. долларов за место.

Предполагаемые космические туристы делают селфи на другой планете

Подводные камни туризма в космосе

Часть экспертного сообщества высказывается скептически о перспективах регулярного космического туризма. Деньги и крепкое здоровье — это не все, что требуется космическому туристу. После эйфории от полета рассказы вернувшихся из космоса туристов сводились к описанию тяжелых трудовых будней: тренировок, перегрузок, тошноты и пр.

Будущим «космическим туроператорам», в отличие от классических, нельзя будет умолчать о перечне «обязательных приложений» к восторгу от зрелища космического рассвета над голубой планетой.

Врачи говорят о «космической болезни» — симптомах воздействия невесомости. Это обязательная тошнота, изменения давления — кровяного, внутриглазного, внутричерепного. Все происходит в тесноте, без возможности проветривания (фильтрация воздуха на МКС не рассчитана на быстрое устранение запахов). Острота дискомфорта снижается через 3-4 дня пребывания в невесомости. Но если полет туриста будет коротким, то его впечатления будут наполнены не теми эмоциями, которых ждут туристы от путешествий.

Еще эксперты отмечают частое отождествление понятий «экстремальный туризм» и «космический туризм». Экстремальный туризм — альпинизм, скалолазание, дайвинг, рафтинг и др. — хоть и сопровождается риском, но зависит от профессионализма экстремала. Кроме того, этот экстрим всегда многоуровневый. Дайвер начинает с малой глубины, скалолаз — с невысокой скалы.

Космический туризм градаций не имеет. Турист или летит в космос, или остается на земле. Даже тренировочные полеты в адаптированных самолетах дают возможность испытать «космические» ощущения невесомости не более чем на 30 секунд за один «нырок».

Массовость как основа отрасли

Илон Маск, говоря о космическом туризме, как о полноценной отрасли, выражает уверенность в снижении себестоимости запусков при увеличении частоты туристических миссий на МКС. Глава SpaceX убежден в положительном влиянии космического туризма на развитие космонавтики в других странах.

Между тем калькуляция затрат на развитие индустрии пилотируемых запусков в США, при сопоставлении с ценой одного «билета» в космос, вызывает вопросы о коммерческой составляющей космического туризма.

По некоторым подсчетам компания Илона Маска получила с 2002 г. более $6 млрд (из разных источников) на развитие космической программы отличной от «Спейс шаттл». Было профинансировано строительство ракет-носителей серии Falcon, корабля Dragon V2 и многого другого. Частный характер SpaceX не позволяет объективно оценить баланс финансовых вливаний. Поэтому окупаемость старта корабля деньгами «помещенных внутрь» туристов остается неясной. Но большая часть специалистов сходится в оценке — билет по цене $55 млн не окупает и 20% стоимости запуска одного «космического пассажира».

Исходя из вышесказанного, планируемые полеты космических туристов в 2022 г. являются скорее вложением в PR SpaceX. Вопросы о перспективах развития космического туризма, далекого от массовости по определению, лежат исключительно в политической плоскости, являясь подтверждением статуса и потенциала космической державы.

Источник

Больше статей

Как заработать на производстве медицинских масок

Ситуация в мире из-за различных вирус...

Обзор франшизы U-Store (аксессуары для мобильных телефонов)

Один из острых вопросов у предпринимателей сегодня — како...

Самые перспективные профессии рынка труда 2020-2025 года

16  самых перспективных профессий будущего с 2020 по 2025...

Подпишитесь на наши новости:

Журнал о жизни, людях,
развитии и пространстве.

Социальные сети