Перспективы космического туризма: когда полеты в космос станут массовыми?

В 2020 году США возобновили программу пилотируемой космонавтики. Впервые с 2011 года компания SpaceX при участии NASA дважды доставила на МКС астро…

| joyfun_ru

В 2020 году США возобновили программу пилотируемой космонавтики. Впервые с 2011 года компания SpaceX при участии NASA дважды доставила на МКС астронавтов на корабле Crew Dragon. Перспективы развития космического туризма вновь стали популярной темой.

Космический туризм как индикатор надежности

К космическим державам сегодня причисляют полтора десятка стран. В 2020 г. орбитальные запуски произвели 8 стран. И только 3 страны запускают в космос пилотируемые корабли: Россия, США и Китай.

Уровень надежности космической техники определяется успехом отправки человека в космос и возвращения его на Землю здоровым и невредимым. Высший уровень развития космонавтики — это полеты в космос людей с минимальной подготовкой, космических туристов. Сегодня только российская космонавтика способна предложить туры в космос. Всего в космосе, на МКС, побывали 7 туристов. Предыдущий «сезон» космического туризма закончился в 2009 г.

Космические турагентства без очередей

До возобновления пилотируемых полетов в США в 2020 г. более 70 американских астронавтов добирались до МКС, начиная с 2011 г., на российских кораблях.

Успешный пилотируемый запуск Crew Dragon немедленно возродил дискуссии о космическом туризме. Считается, что к космическому туризму можно отнести два типа возможных для непрофессионалов полетов: орбитальные и суборбитальные.

Единственная компания, предоставлявшая реальные услуги космического туризма орбитального типа — это Space Adventures. Через нее туристы попадали в «Звездный городок» для тренировок, оттуда на Байконур и далее на МКС. Цена за одно место на корабле — от $20 млн до $90 млн.

Суборбитальные полеты кажутся менее сложными. Высота полета всего 100 км (от Земли до МКС — около 330 км), скорость полета — около 950 м/с (для выхода на орбиту — более 2000 м/с). Суборбитальную «турпоездку» предлагают Virgin Galactic, Blue Origin, Boeing. Однако ни одного туристического суборбитального полета за полтора десятилетия не совершено из-за трудно решаемых проблем с безопасностью. Впрочем, билеты на будущие рейсы, по заверениям владельцев компаний, проданы на годы вперед при цене около 250 тыс. долларов за место.

Перспективы космического туризма: когда полеты в космос станут массовыми?

Предполагаемые космические туристы делают селфи на другой планете

Подводные камни туризма в космосе

Часть экспертного сообщества высказывается скептически о перспективах регулярного космического туризма. Деньги и крепкое здоровье — это не все, что требуется космическому туристу. После эйфории от полета рассказы вернувшихся из космоса туристов сводились к описанию тяжелых трудовых будней: тренировок, перегрузок, тошноты и пр.

Будущим «космическим туроператорам», в отличие от классических, нельзя будет умолчать о перечне «обязательных приложений» к восторгу от зрелища космического рассвета над голубой планетой.

Врачи говорят о «космической болезни» — симптомах воздействия невесомости. Это обязательная тошнота, изменения давления — кровяного, внутриглазного, внутричерепного. Все происходит в тесноте, без возможности проветривания (фильтрация воздуха на МКС не рассчитана на быстрое устранение запахов). Острота дискомфорта снижается через 3-4 дня пребывания в невесомости. Но если полет туриста будет коротким, то его впечатления будут наполнены не теми эмоциями, которых ждут туристы от путешествий.

Еще эксперты отмечают частое отождествление понятий «экстремальный туризм» и «космический туризм». Экстремальный туризм — альпинизм, скалолазание, дайвинг, рафтинг и др. — хоть и сопровождается риском, но зависит от профессионализма экстремала. Кроме того, этот экстрим всегда многоуровневый. Дайвер начинает с малой глубины, скалолаз — с невысокой скалы.

Космический туризм градаций не имеет. Турист или летит в космос, или остается на земле. Даже тренировочные полеты в адаптированных самолетах дают возможность испытать «космические» ощущения невесомости не более чем на 30 секунд за один «нырок».

Массовость как основа отрасли

Илон Маск, говоря о космическом туризме, как о полноценной отрасли, выражает уверенность в снижении себестоимости запусков при увеличении частоты туристических миссий на МКС. Глава SpaceX убежден в положительном влиянии космического туризма на развитие космонавтики в других странах.

Между тем калькуляция затрат на развитие индустрии пилотируемых запусков в США, при сопоставлении с ценой одного «билета» в космос, вызывает вопросы о коммерческой составляющей космического туризма.

По некоторым подсчетам компания Илона Маска получила с 2002 г. более $6 млрд (из разных источников) на развитие космической программы отличной от «Спейс шаттл». Было профинансировано строительство ракет-носителей серии Falcon, корабля Dragon V2 и многого другого. Частный характер SpaceX не позволяет объективно оценить баланс финансовых вливаний. Поэтому окупаемость старта корабля деньгами «помещенных внутрь» туристов остается неясной. Но большая часть специалистов сходится в оценке — билет по цене $55 млн не окупает и 20% стоимости запуска одного «космического пассажира».

Исходя из вышесказанного, планируемые полеты космических туристов в 2022 г. являются скорее вложением в PR SpaceX. Вопросы о перспективах развития космического туризма, далекого от массовости по определению, лежат исключительно в политической плоскости, являясь подтверждением статуса и потенциала космической державы.

Источник

Больше статей

Подпишитесь на наши новости:

Журнал о жизни, людях,
развитии и пространстве.

Социальные сети