Онлайн-преподавание сегодня: как стать экспертом и с чего начать бизнес онлайн-обучения. Для встречи людей, компаний и необходимых им экспертов создаются нетворки, специальные сервисы для шеринга экспертизы. Одним из ведущих трендов 2020 года становится expert economy — объем этого сектора экономики с каждым днем только возрастает.
Стать экспертом, делиться своими теоретическими знаниями, практическим опытом, создавать собственные курсы и уроки — не только интересная, но и прибыльная бизнес-идея. Но, как и в каждом деле, сложнее всего здесь — начать.
Единого определения эксперта в среде онлайн-преподавания пока что не выработано. Однако можно выделить несколько ключевых характеристик профессионала:
1. Имеет не только теоретический, но лично наработанный опыт.
2. Обладает широким кругозором: не только глубокими знаниями в определенной предметной области, но и познаниями из множества смежных сфер.
3. Непрерывно занимается самообразованием, постоянно учится, анализирует свои знания и умения, пробует себя в различных «профессиональных челленджах».
4. Как преподаватель, имеет достаточно времени, сил, воображения и харизмы, чтобы создавать качественные курсы, уроки и успешно их проводить.
Как и любая другая, эта сфера подходит далеко не всем. Если вы обладаете интересными уникальными знаниями либо любите и умеете преподавать — этого мало.
Эксперт в онлайн-преподавании:
1. Способен быстро осваивать новые навыки.
2. Всегда готов к расширению нетворка.
3. Нацелен на работу по увеличению своего дохода.
4. Может быстро переключаться с одного рода деятельности на другой, быстро решать нестандартные задачи.
5. Стремится к признанию в профессиональном сообществе.
Онлайн-преподавание — современная сфера, а значит, что и эксперт должен идти в ногу со временем, чтобы быть интересным потребителям своих продуктов, выгодно выделятся на фоне конкурентов.
Выделим семь основных качеств современного преподавателя:
1. На «ты» с современными технологиями. Переустановка ОС, использование мобильных приложений, обращение к облачным хранилищам для него — привычное дело. Широко используя современные технологии в жизни, он гармонично внедряет их в свои занятия.
2. Постоянно развивает смежные навыки. Эксперт учится контролировать эмоции, выступать перед публикой, работать в команде, развивать лидерские качества. Только всеобъемлющий опыт коммуникаций сделает его взаимодействие с потребителями услуги особенным, запоминающимся.
3. Финансово грамотен. Прежде чем откликнуться на привлекательное предложение, просчитывает все риски, трезво оценивает свои знания и услуги.
4. Знает свои права и уважает чужие. Перед тем, как посвятить себя онлайн-преподаванию, уделяет время юридической стороне деятельности. Привыкает критически мыслить и всегда подвергать сомнениям даже самые авторитетные высказывания. Он знает, где и как получить профессиональную юридическую помощь, внимательно составляет и изучает документацию, способен защитить свои права.
5. Умеет зарабатывать. Онлайн-преподавание — лишь одна из стезей деятельности идеального эксперта. Ему по силу организовать конференцию, развить собственный блог, заняться написанием статей, проведением офлайн-лекций и даже открыть собственный научно-популярный кружок.
6. Грамотно распределяет работу и отдых. Эксперт не трудится из последних сил: вымотанный или невыспавшийся человек просто не сможет провести интересную и яркую лекцию. Он помнит, что хроническая усталость рано или поздно перерастает в депрессию, выгорание, поэтому любит и умеет полноценно отдыхать.
7. Имеет массу увлечений и хобби. Потребителей экспертных услуг, в первую очередь, интересует личность преподавателя, его личный опыт и достижения. Когда ему нечего больше о себе рассказать, помимо работы, это вызывает непонимание и даже недоверие. Эксперт — разносторонний человек, который не позволяет любимому делу превратиться в рутину.
Эксперт в онлайн-образовании начинает с создания личного бренда. Первым делом будущий преподаватель должен определить, что его выгодно отличает от конкурента:
1. Какие ваши самые сильные образы? Они касаются не только знаний в предметной области, но и умения эти знания применять, преподносить.
2. В каком визуальном образе вы предстанете в глазах покупателей курса? Прическа, стиль одежды, манера поведения, доля юмора и иронии — это все важно продумать.
3. Каким будет стиль вашего преподавания? Эмоциональные лекции или лаконичные конспекты, обращение к жизненным примерам или статистическим данным? Эта самая сложная составляющая — ваши продукты одновременно должны быть взаимосвязаны и уникальны. А ваш стиль — узнаваться с полуслова.
Как только вы сформируете личный бренд, сразу же приступайте к его продвижению:
1. Канал в «Телеграме».
2. Текстовый блог на Medium.
3. Видеоканал на YouTube.
4. Короткие обзоры личной и профессиональной жизни в Instagram.
5. «Сарафанное радио»: расскажите знакомым в реальной жизни и соцсетях, что готовы выступить с лекцией или собственным курсом.
Сегодня площадок для самореализации экспертов масса:
• воркшопы;
• профессиональные конференции;
• колледжи и вузы;
• онлайн-школы;
• проекты дополнительного образования;
• площадки для проведения вебинаров.
Пожалуй, самый сложный шаг — это трансформировать свои знания, свой опыт в определенный обучающий продукт, который должен быть одновременно и полезным, и интересным.
Уже состоявшиеся эксперты рекомендуют действовать по плану:
1. Получите у организаторов, кураторов образовательного мероприятия всю информацию об общей программе и вашей лекции в частности. Пообщайтесь с другими приглашенными экспертами — важно, чтобы ваш продукт органично вписывался в общую канву.
2. Задайте себе четкие вопросы и дайте на них конкретные ответы: что узнают мои ученики? Чему они научатся? Какую информацию я хочу до них донести? Какие впечатления останутся после моей лекции? Это поможет вам в дальнейшем создать тематические блоки для лекции.
3. Познакомьтесь со своей будущей аудиторией, исследуйте ее. Какой уровень знаний у этих людей? Почему им интересен ваш курс? Что они хотят получить на вашем занятии? Представьте себя на их месте. Как бы хотели, чтобы вам преподнесли знания? Как формат коммуникации с преподавателем был бы комфортен?
Дав ответы на все вопросы, вы придете к представлению тематических блоков своей будущей лекции. Продукт может быть интересным и продаваемым даже с самой простой структурой — введением, основной частью и заключением.
Представим примерную инструкцию, которой одинаково хороша и для онлайн-, и для офлайн-продуктов.
Введение
В начале занятия вам нужно провести три важные вещи:
1. «Разогреть» аудиторию. Познакомьтесь с ней — на этом этапе помогает техника «айсбрейкера» (приемы для выстаивания позитивных взаимоотношений с преподавателем, между членами группы).
2. Представьте тему вашей лекции. Обратитесь к самым ярким, эмоциональным, жизненным примерам из своего опыта.
3. Кратко очертите план, формат, продолжительность занятия.
Основная часть
В главной части лекции можно опираться на советы опытных экспертов:
• Держите курс на активное обучение: ваши слушатели не пассивно воспринимают информацию, а дискутируют между собой, выполняют практические задания. Это плюс и для преподавателя: пока студенты заняты командной работой, он может передохнуть, повторить материал.
• Задействуйте опыт своих слушателей. Главный принцип преподавания у взрослых: помогать уже на уроке «примеривать» полученные знания на свой прошлый, будущий жизненный опыт.
• Чередуйте различные формы коммуникации, чтобы не потерять внимание аудитории. Разделите занятие на условные 15-минутные блоки. Между ними можно задавать вопросы слушателям, подводить промежуточные итоги.
• Не забывайте об обратной связи. Спрашивайте, что осталось непонятным, какие были сложности при выполнении заданий.
Заключение
В завершении урока важны два момента:
1. Итоги. Повторите самые важные мысли и тезисы лекции.
2. Порассуждайте вместе. Что аудитории понравилось, а что нет? Какая информация запомнилась?
Какими из полученных знаний они будут пользоваться? Какую бы лекцию им хотелось бы послушать еще?
Ответы на эти вопросы прежде всего важны для эксперта: вы будете знать, на какую тему подготовить следующую лекцию, как отредактировать структуру будущего занятия, какие моменты более других интересны вашей потенциальной аудитории.
После того, как вы составили структуру лекции, подготовили весь необходимый контент, не забудьте про три важные вещи:
1. Составьте сценарий своего выступления с поминутным таймингом. Обязательно оставьте лишние 15 % времени на непредвиденные обстоятельства.
2. Оформите презентацию, вспомогательные материалы в собственном узнаваемом стиле.
3. Продумайте все технические вопросы заранее, чтобы они не сорвали занятие: от предварительной регистрации участников до расстановки столов в аудитории.
И самый главный совет для начинающего эксперта: не бойтесь совершать ошибки. Неудачный опыт — это тоже двигатель вашего развития. Он позволяет сделать важные выводы и успешно справиться со следующей попыткой.