Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире

Космический туризм – сегодня это тренд и уже не фантастика, это мировая индустрия и высокоприбыльный бизнес. Индустрия космического туризма растет …

| joyfun_ru

Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире

Космический туризм – сегодня это тренд и уже не фантастика, это мировая индустрия и высокоприбыльный бизнес. Индустрия космического туризма растет быстрыми темпами в мире, в перспективе это много-миллиардный рынок.

Ведущие космические агентства и компании крайне заинтересованы в этом перспективном бизнесе. Сейчас эта индустрия на стадии зарождения и путешествия в космос доступны только для миллионеров. Чтобы совершить космическое путешествие с выходом в открытый космос необходимо заплатить $20 — $35 млн.

Пока что под космическим туризмом понимаются три вида полетов за пределами земной атмосферы – орбитальный, суборбитальный и вокруг Луны. Из этих трех направлений на практике осуществлена лишь орбитальная опция, самая дорогая и требовательная к подготовке путешественников.

На орбиту туристов доставляет только «Роскосмос» совместно с американской компанией Space Adventures. Суборбитальным туризмом занимаются западные компании Blue Origin и Virgin Galactic, а полетами вокруг Луны – SpaceX. Лунный и суборбитальный вояжи будут доступны публике в ближайшее время – реальных туристов по этим маршрутам еще не отправляли.

Компании космического туризма

Первой компанией, предоставляющей услуги в области космического туризма, стала американская Space Adventures. В период с 2001 по 2009 годы Space Adventures при технической поддержке «Роскосмоса» реализовала 8 туристических полетов. Одному из туристов, Чарльзу Симони, посчастливилось побывать на МКС дважды – и всего лишь за $70 млн.

Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире

Космические туристы

Все путешественники доставлялись на российский сегмент станции – представители NASA с момента появления идеи орбитального туризма заявили, что американское агентство не заинтересовано в путешественниках-любителях, хотя и не имеет возражений против коммерческих астронавтов-специалистов.

В ноябре 2019 года «Роскосмос» заказал два новых корабля специально для орбитальных туристов. Вариант «Союз-МС» для туристических полетов переделан под управление одним пилотом, стоимость вояжа оценивается в 2,5 млрд рублей.

До этого «Роскосмос» принимал туристов только при наличии свободных мест, с 2010 года таких не было вовсе: корпорация доставляла на орбиту профессиональных астронавтов NASA и Европейского космического агентства. Стоимость услуги – 80 млн долларов за место, что гораздо выгоднее, чем любительский туризм.

В 2020 году Space Adventures объявила о новой услуге: организации выхода космических туристов в открытый космос. Контракт с российской РКК «Энергия» уже готов, но имена первых претендентов пока неизвестны.

Точная стоимость тура в космос, по словам представителей Space Adventures, зависит от длительности подготовки в «Звездном городке», даты полета и других факторов. Известно, что подготовка к полету займет на несколько недель дольше, чем в случае с предыдущими орбитальными туристами, а срок пребывания на МКС вместо 10 дней будет продлен до 16.

Зарубежные коммерческие проекты

Космический туризм на нынешнем этапе развития не считается прибыльным бизнесом: для компании, запускающей собственные ракеты и аппараты, гораздо выгоднее заниматься выводом на орбиту спутников. Западные стартапы, нацеленные только на туризм, уже исчерпали источники финансирования и ушли с рынка. Среди них – Golden Spike Company, Armadillo Aerospace, Excalibur Almaz, XCOR Aerospace.

Компании, оставшиеся в нише, принадлежат корпорациям, для которых космические полеты – лишь одно из многочисленных направлений. Главные игроки рынка сейчас – SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic.

Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире

Проект космического туризма Virgin Galactic

Компания Илона Маска SpaceX объявила имя своего первого клиента еще в 2018. Японский миллиардер и ценитель современного искусства Юсаку Маэдзава отправится в лунный тур на борту сверхтяжелой ракеты-носителя Starship – но не ранее 2023 года, по самым оптимистичным подсчетам.

SpaceX, вместе с Blue Origin Джеффа Безоса (владельца Amazon), технически лучше всего готова к реализации туристических полетов: обе компании в 2020 выбраны NASA в качестве главных подрядчиков для разработки проекта по высадке людей на Луну – в рамках программы «Артемида».

Более теоретической пока остается программа Virgin Galactic, одной из многочисленных компаний Ричарда Брэнсона. Список клиентов, оплативших тур, растет год от года, а запуск постоянно откладывается. Стоимость билета Virgin Galactic оценивает так же, как и Blue Origin – около $250-$300 тыс.

Virgin Galactic и Blue Origin не планируют готовить пассажиров к экстремальным перегрузкам при полете к МКС. Тур заключается в суборбитальном полете на высоте 100-200 км над поверхностью Земли. Путешествие займет не более четверти часа, несколько минут туристы проведут в состоянии невесомости – достаточно, чтобы отправить селфи в Инстаграм.

Пока частные космические компании занимаются испытаниями ракет, американский стартап Starfighters нашел свою нишу в бизнесе: подготовку туристов к полету. Для этой цели руководители проекта приобрели 7 истребителей F-104, на которых тренировались летчики-космонавты, включая Нила Армстронга и других астронавтов времен «Аполлона». Внутри истребителя создаются перегрузки и микрогравитация. Курс подготовки обойдется в 20 тыс долларов.

Индустрия космического туризма: перспективы высокоприбыльного бизнеса в мире

Космический проект SpaceX Илона Маска

Российские космические стартапы

В России тоже есть частные компании, занимающиеся разработкой ракетно-космических систем для суборбитальных туристических полетов. Одна из них – «Космокурс». Как и Blue Origin, разработчики оценивают свои услуги в $250-$300 тыс. Однако обещают, что кабина будет в 2 раза больше, высота полета – в 2 раза выше, а продолжительность вояжа – в 1,5 раза дольше. Неизвестный российский инвестор вложил в проект $150 млн.

В июне 2020 частная российская аэрокосмическая компания Success Rockets анонсировала суборбитальный проект стоимостью $50 млн. Из этой суммы пока привлечено 300 млн рублей. Спутниковая платформа, ракета-носитель и космический буксир будут готовы к 2024. «Лин Индастриал» занимается разработкой сверхлегкой ракеты и жидкостного двигателя – для коммерческих полетов к 2024.

Самый свежий российский стартап работает с 2019 года: компания «Многоразовые транспортные космические системы» в октябре 2020 подписала договор с «Роскосмосом» на создание многоразового космического корабля, который будет доставлять и возвращать грузы с МКС. Издержки планируются в 2 раза ниже, чем у Илона Маска: полет Crew Dragon стоит $150 млн, и пока что лишь SpaceX предоставляет услуги по возврату тяжелых грузов на Землю.

Перспективы космического туризма

Число российских аэрокосмических стартапов немногочисленно. Из гонки уже выбыли компании Yaliny и «Даурия Аэроспейс». Компаний, нацеленных на туризм, и того меньше. Главные причины, кроме высокой стоимости проектов – монополия «Роскосмоса», секретность государственных разработок, сложности с получением лицензии и повышенный контроль со стороны ФСБ.

Ожидается, однако, что ситуация изменится после первых успешных массовых полетов в космос. Сегодня мировой рынок космического туризма и услуг оценивается в районе $400 млрд. По оценке GlobeTrender мировой рынок значительно вырастет к 2030 году: к этому времени в суборбитальные полеты отправятся не менее 15 — 20 тысяч туристов.

Больше статей

Как зарабатывать на торгах по банкротству, и почему это выгодно

В мире профессиональных инвестиций было замечено: если ка…

Почему в Крыму хотят построить новую игорную зону…

Проект строительства новой игорной зоны в Крыму был одобр…

Подпишитесь на наши новости:

Журнал о жизни, людях,
развитии и пространстве.

Социальные сети