Рецензия на фильм «Последний богатырь. Корень зла»: Омерзительная шестерка

Оценка: 8 из 10

Фэнтэзийный фильм «Последний богатырь. Корень зла» выйдет в российский прокат 1 января 2021 года. Режиссер: Дмитрий Дьяченко. В ролях: Виктор Хориняк, Мила Сивацкая, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко, Сергей Бурунов, Елена Валюшкина, Кирилл Зайцев, Тимофей Трибунцев и другие

Обосновавшись в сказочном прошлом (чего не сделаешь ради любимой!), наш современник Иван из всех сил пытается соответствовать богатырским стандартам давно минувших дней. Вместе со своими собратьями он регулярно обходит дозором ближайший лес, но далеко не всегда оказывается на высоте. На него уже начинает косо смотреть возлюбленная Василиса, хотя он ей и постарался обеспечить максимальный комфорт с помощью микроволновой печи, стиральной машины и электрогенератора. Обескураженный Иван все чаще открывает с помощью волшебного меча портал в настоящее и наслаждается всеми благами цивилизации.

Тем временем сказочная реальность преподносит ему новый сюрприз. На состязании богатырей ему бросает вызов Финист Ясный Сокол, к которому к тому же, кажется, неровно дышит Василиса. Изо всех сил Иван старается пробудить в себе дремлющие сверхспособности, но в самый разгар ристалища на селян нападают темные силы и устанавливают свои правила игры. Теперь вся надежда на Кащея Бессмертного, заключенного, по какому-то недоразумению, в царстве теней, откуда нет возврата.

В 2017-м оригинальный «Последний богатырь» стал лидером проката, собрав более миллиарда рублей. Популярность картины крылась, с одной стороны, в умелом обыгрывании исторических корней волшебной сказки, с другой — в абсолютно постмодернистском подходе к материалу, когда каждый шаг культурного героя подвергается сомнению и даже осмеянию, причем — нередко им же самим.

Контекст

В сиквеле «Последнего богатыря» эта тенденция продолжается. Персонажей русского фольклора здесь немало, но все они поставлены в максимально непривычные для себя обстоятельства. Если грозная Баба-Яга помогает Ванюше, то неприкаянный злобный Колобок усиленно пытается ему насолить. Казалось бы, самый положительный из героев Финист Ясный Сокол порою откровенно отталкивает своим гипертрофированным честолюбием, постоянно соизмеряя свои подвиги с тем, что потом о них напишут летописцы. Ни дать ни взять «омерзительная шестерка», как сами же «спасители мира» себя и величают!

Разумеется, для такого специфического ракурса выбрана продуманная мотивировка. У большинства неадекватно ведущих себя героев обнаруживается трудное детство. Княжну Варвару постоянно третирует ее высокомерная мать. Колобок предстает чуть ли не детдомовцем. Инфантильный Иван стремится укрыться от семейных проблем в привычной реальности — не так ли поступают те молодые мужья, которые даже после свадьбы регулярно наведываются трапезничать к маме или отвисают на холостяцких квартирах?

В конце концов, каждый юный зритель рискует узнать в нескладном Иване себя. С раннего детства дамокловым мечом над нами нависает лермонтовское «богатыри — не вы». Под таким давлением подражать Илье Муромцу не решаются даже те, кто этого очень хотел. Второй «Последний богатырь» отчасти помогает снятию этого блока, но не до конца. Ведь, как следует из фильма, подзарядиться созидательными флюидами от Матери Сырой Земли сейчас просто невозможно, потому что в Москве она надежно изолирована пресловутой плиткой.

Денис Ступников, InterMedia

кино, рецензия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подпишитесь на наши новости:

Журнал о жизни, людях,
развитии и пространстве.

Социальные сети